Кибермоббинг
Кибермо́ббинг — это термин, пришедший из английского языка (от англ. Cyber-Mobbing), также Интернет-моббинг (Internet-mobbing), кибербуллинг (Cyberbullying), под которым понимают намеренные оскорбления, угрозы, диффамации и сообщение другим компрометирующих данных с помощью современных средств коммуникации, как правило, в течение продолжительного периода времени. Кибермоббинг осуществляется в информационном пространстве через информационно-коммуникационные каналы и средства. В том числе в Интернете посредством электронной почты, программ для мгновенного обмена сообщениями (Instant Messenger, например, ICQ) в социальных сетях, а также через размещения на видеопорталах (YouTube, Vimeo и других) непристойных видеоматериалов, либо посредством мобильного телефона (например, с помощью SMS-сообщений или надоедливых звонков). Лица, совершающие данные хулиганские действия, которых часто называют «Булли» или «Мобберы», действуют анонимно, так что жертва не знает, от кого проистекают агрессивные действия. Основные отличия кибермоббинга от традиционного моббинга Обычно под моббингом понимают групповой психологический террор в виде косвенной или прямой травли сотрудника в коллективе, как правило, с целью его увольнения. В широком смысле моббинг представляет собой систематическое, повторяющееся в течение длительного времени третирование, оскорбление, унижение достоинства другого человека, например, в школе, на рабочем месте, в тюрьме, и через Интернет (кибермоббинг), и так далее. Типичные действия, осуществляемые при моббинге — это распространение заведомо ложной информации (слухов и сплетней) о человеке, насмешки и провокации, прямые оскорбления и запугивание, социальная изоляция (бойкот и демонстративное игнорирование), нападки ущемляющие честь и достоинство человека, причинение материального или физического вреда. К формам психологического давления присущего традиционному моббингу добавляются возможности всемирной паутины, благодаря чему кибермоббинг приобретает следующие функции: Круглосуточное вмешательство в личную жизнь. Кибермоббинг не имеет временного или географического ограничения. Нападки не заканчивается после школы или рабочего дня. Киберхулиган (моббер) круглосуточно имеет прямой доступ через технические средства к жертве: мобильный телефон или профиль в социальных сетях и электронная почта. Благодаря постоянным номерам и учётным записям жертва не защищена от моббинг-атак и дома. С другой стороны, не очень настойчивого и способного хулигана можно занести в чёрные списки и помечать его сообщения как спам. Неограниченность аудитории, быстрота распространения информации. Сообщения или изображения, пересылаемые электронными техническими средствами, очень трудно контролировать, как только они оказались онлайн. Например, видео легко копируются с одного интернет-портала на другой. Поэтому размер аудитории и поле распространения кибермоббинга гораздо шире «обычного» моббинга. Тот контент, о котором уже давно забыли, может вновь попасть на глаза общественности, и жертве будет трудно его нейтрализовать. Анонимность Кибермоббера. Киберпреступник не показывает себя своей жертве, может действовать анонимно, что обеспечивает ему — пусть и кажущуюся — безопасность и нередко увеличивает срок его негативной «кибер-активности». Незнание жертвы, кем является тот, «другой», кто её третирует, может запугать её и лишить покоя. Кибермобберы В осуществлении кибер-террора участвует примерно равное количество мальчиков и девочек. Исследование 2008 года показало, что 16 % из опрошенных людей сами когда-либо занимались кибермоббингом в Интернете, а 40 % из них воспринимали данное действие как шутку, проделку. Формы киббермоббинга по классификации Нэнси Виллард (Willard, 2007) Flaming (оскорбление). Как правило, происходит в открытом публичном пространстве Интернета, посредством оскорбительных комментариев, вульгарных обращений и замечаний. Harassment (домогательство). Целенаправленные, систематические кибер-атаки от незнакомых людей, пользователей социальных сетей, людей из ближайшего реального социального окружения. Denigration (очернение, распространение слухов). Намеренное выставление жертвы в чёрном свете с помощью публикации фото- или видеоматериалов на Интернет-страницах, форумах, в новостных группах, через электронную почту, например, чтобы разрушить дружеские отношения или отомстить экс-подруге. Impersonation (использование фиктивного имени). Намеренно выдавать себя за другого человека, используя пароль жертвы, например, для того, чтобы оскорбить учителя. Outing and Trickery (публичное разглашение личной информации). Распространение личной информации, например, интимных фотографий, финансового положения, рода деятельности с целью оскорбить или шантажировать, например, экс-партнера. Exclusion (социальная изоляция). Отказ общаться (как на деловом, так и на неформальном уровне), исключение из Instant-Messenger’a группы или игрового сообщества и так далее. Cyberstalking (продолжительное домогательство и преследование). Систематическое (сексуальное) преследование кого-либо, сопровождающееся угрозами и домогательствами. Cyberthreats (открытая угроза физической расправы). Прямые или косвенные угрозы убийства кого-либо или причинения телесных повреждений. Причины кибермоббинга Страх: чтобы не стать жертвой моббинга чаще примыкают к активной, предположительно сильной группе коллектива. Завоевание признания: потребность «выделиться», быть на виду, завоевать влияние и престиж в группе. Межкультурные конфликты: национальные различия в культуре, в традициях, в языке, нетипичная внешность. Скука: например, от скуки негативно прокомментировать чью-либо фотографию. Демонстрация силы: потребность показать свое превосходство. Комплекс неполноценности: возможность «уклоняться» от комплекса или проецировать его на другого. Большая вероятность стать причиной насмешек из-за чувства своей ущербности. Личностный кризис: разрыв любовных отношений, дружбы, чувство ненависти и зависти, неудачи, провалы, ошибки. Кибермоббинг в учебном заведении Учителям не всегда просто удается вовремя обнаружить случаи кибермоббинга в школе на этапе их возникновения. Как правило, учителя узнают о случае кибермоббинга достаточно поздно, на этапе эскалации конфликта. Упреждающие меры по узнаванию кибер-террора в школе могут способствовать смягчению конфликта и препятствуют его распространению. Возможные признаки кибермоббинга в школе: Анонимность «почтового ящика». Ученики с помощью своего почтового ящика получают возможность осуществлять кибермоббинг анонимно. Необходимо учитывать тот факт, что эти анонимные почтовые ящики могут быть использования для травли других учеников. Ухудшение психологического климата в классе. Если отношения между учениками в классе все чаще приобретают недружественный характер, увеличивается частота конфликтов, то это способствует развитию кибермоббинга. Разрыв дружественных связей между учениками. Особенно чувствительно переживается разрыв дружбы между девочками, когда бывшая подруга становится объектом кибер-террора любимой подруги, так как они знают друг о друге много личной информации и стараются её использовать друг против друга. Школьные мероприятия. Во время различных школьных мероприятий: экскурсионные поездки, праздники, конкурсы, спортивные состязания становится видно, насколько сплочен классный коллектив, становится осязаемой «линия надлома» межличностных отношений внутри класса. Симптомы, проявляющиеся у жертв кибермоббинга Ухудшение показателей здоровья. Сюда могут относиться такие симптомы, как головная боль, боль в животе, проблемы со сном, подавленное настроение. Изменение поведения. Сигналом для тревоги может послужить неожиданная замкнутость и закрытость ученика, снижение успеваемости в школе, отстраненность от реального мира, частое пребывание в мире фантазий и в мире онлайн-игр. Пропажа личных вещей ученика. Неожиданное исчезновение любимых вещей ученика и денег, которое легко могут заметить родители. Недооценка серьезности и умаление значение кибер-террора. Жертвы моббинга на первом этапе общения со взрослыми зачастую скрывают случаи кибер-травли, которые осуществляют с ними другие ученики или умаляют их значении в глазах взрослых. Если есть серьезные подозрения на наличие кибер-террора, необходимо провести повторную беседу с учеником и усилить наблюдение за ним. Защита от кибермоббинга Как только кто-то становится жертвой кибермоббинга, так сразу к нему приходит ощущение полной беспомощности. Словесные аргументы или просьбы оставить в покое не имеют шансов в борьбе с анонимной кибермоббинг группой. Низкая самооценка жертвы обостряет ситуацию отчаяния и беспомощности. Оставшись «наедине» с кибермобберами, трудно ожидать помощи или поддержки со стороны: если негативное видео попало в сеть, то за короткий период времени оно наберет большое количество просмотров. Как следствием может стать незамедлительная социальная стигматизация жертвы. Родители должны подробно расспросить ребёнка о случившемся прецеденте моббинга и информировать о нём школу. Взрослые могут также помогать детям и подросткам в противостоянии кибертеррору: например, могут сообщить полиции, выступить в качестве медиатора в разрешении конфликта. Совершенствование знаний и понимания в области медиакомптенций родителей, педагогов и воспитателей — лучшая профилактика в борьбе с кибермоббингом. | |
| |
Просмотров: 1335 | | |
Всего комментариев: 0 | |